Грех Хама.
На литургиях Преждеосвященных даров мы с Вами слушаем чтение из Ветхого Завета. В среду четвертой седьмицы Великого поста Святая Церковь читает 9 главу Книги Бытие :
18Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
28И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Книга Бытие рассказывает нам о сотворении Богом мира. В книге также рассказывается о первых грехах человечества : о гордыне, не послушании, предательстве, первом убийстве, вражде и зависти.
И вот еще чтение об одном грехе. Это грех Хама. Как сказано в писание Ной, отец Хама , напился, так что не помнил себя, и лежал обнаженный. Хам увидев , осудил своего отца и пошел и призвал своих братьев, чтобы и они увидели это.
На первый взгляд вроде бы правильное осуждение. Но осуждение может быть только Божьим.
Два брата, как мы далее читаем в Библии не поддались осуждению, а прикрыв глаза, закрыли наготу отца .
Все мы понимаем Ной не прав. Но Господь осудил и проклял Хама , за его казалось бы правильное осуждение. В чем же неправильность этого осуждения.
Господь Бог наш смотрит не на поступок человека, он смотрит на его сердце. Не было в сердце Хама скорби о своем отце, не было любви к нему. Не было в его сердце и сознания собственной греховности. Если бы Хам сокрушился и по скорбев об этом печальном случае не предал бы его огласки , не призвал, бы своих братьев, не было бы это тем грехом, который бы заслуживал проклятия.
Но грех Хамов проклят Словом Божьим , как и сам Хам и его потомки. Проклятие Хама мы можем и сегодня видеть. Имя его для нас есть нарицательное. Определение хам нам так же хорошо знакомо.
Грех Хама в том, что он не переживал за грех ближнего своего, а то что он вознесся, насмехался, гордился, и презрительно относился к ближнему .
Грех Хама передается из поколение в поколение. Грех осуждения есть в каждом из нас. И если мы хотим приблизится к Царствию Небесному, если хотим спасения мы должны покается в нем, в этом грехе, и стараться искоренять его в себе.
Святые отцы говорят: «Вспомните о своих грехах, раскайтесь, попросите у Бога искренне прощения. И если вы возненавидите этот грех от всего сердца, то это будет знак того, что этот грех вам прощен».
Назад к списку